Бизонов завозят в Арктику, чтобы заменить вымерших шерстистых мамонтов
Ученые завезли бизонов в российскую Арктику, чтобы они взяли на себя роль вымерших мамонтов и помогли восстановить древние экосистемы. Двенадцать равнинных бизонов уже прибыли в Ингилорский природный парк, охраняемую территорию площадью более 900 000 га на севере Ямало-Ненецкого автономного округа.
Животные преодолели 8000 километров от питомника в Дании и, прежде чем они смогут перейти в свой новый дом, сначала пройдут месячный карантин.
Как говорится в заявлении Департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа, бизоны легко адаптируются к Арктике, потому что исторически это их естественная среда обитания. Они могут взять на себя роль мамонтов, вымерших 11 000 лет назад.
Степные бизоны и шерстистые мамонты бродили по российской Арктике в эпоху позднего плейстоцена (от 2,6 млн до 11 700 лет назад). Хотя небольшая популяция катастрофически пострадавших мамонтов сохранилась на острове у Аляски примерно 4000 лет назад, большинство этих травоядных вымерло в конце ледникового периода, когда климат стал теплее и травянистые равнины уступили место кустарникам и деревьям.
«Экосистема плейстоцена была безлесной и имела довольно толстые почвы. Что вы можете увидеть в геологических разрезах таких ландшафтов, так это то, что с течением времени они накапливают почвенный углерод — он заморожен вечной мерзлотой и представляет собой большой углеродный стек», — рассказала Мэри Эдвардс из Саутгемптонского университета в Великобритании.
Животные, которые бродили по этим холодным равнинам, способствовали формированию ландшафта, пасясь и перерабатывая питательные вещества. «Это хороший цикл, когда навоз животных удобряет землю и позволяет растениям расти», — сказал Эдвардс. «Мысль состоит в том, что животные создали экосистему».
Теперь, стремясь восстановить этот плейстоценовый ландшафт и его способность поглощать углерод, ученые вводят крупных травоядных, таких как равнинные бизоны, в различные части Арктики.
Никита Зимов, руководитель реставрационного проекта «Плейстоценовый парк в Якутии», привозит зубров из Дании с 2019 года. В этом году Зимов купил стадо из 24 зубров, половину из которых отдал природному парку Ингилор в обмен на 14 овцебыков ( Ovibos moschatus ). По его словам, эти овцебыки почти вымерли в начале 1900-х годов, и в российской Арктике осталось лишь несколько разрозненных стад.
Теперь, когда овцебыки направляются в Плейстоценовый парк, Зимов сказал, что «стремится восстановить высокопродуктивные пастбищные экосистемы в Арктике и с помощью различных экологических механизмов смягчить последствия изменения климата».
Но Эдвардс настроен скептически. По ее словам, животные могут трансформировать экосистемы на местном уровне, но климат плейстоцена, вероятно, был более важен для формирования ландшафта. «Было слишком холодно и слишком сухо, чтобы деревья и кустарники росли, поэтому ландшафт покрывали травы и различные виды трав», — сказала она.
Сегодняшний климат намного теплее и влажнее, а это означает, что экосистема может не подходить для крупных травоядных. «Вы должны изменить для них ландшафт и создать пастбища», — сказала Эдвардс.
Но изменение ландшафта может иметь непредвиденные последствия. Оттаивание вечной мерзлоты означает, что в почве больше воды, которую поглощают кустарники и деревья. «Если вы избавитесь от всех кустов, все будет заболочено», — сказала Эдвардс, добавив, что застойная вода может способствовать оттаиванию и увеличению потери углерода из почвы.
Тем не менее, введение этих животных в российскую Арктику — «очень интересная идея», — сказала Эдвардс. «Определенно есть окно для реинтродукции некоторых крупных, потерянных животных плейстоцена».
Обсудим?
Смотрите также: