Создать аккаунт
Последние новости » Наука и технологии » Люди, читающие художественную литературу, имеют лучшие когнитивные способности

Люди, читающие художественную литературу, имеют лучшие когнитивные способности

0



Фото из открытых источников
Новое исследование, опубликованное в Journal of Experimental Psychology: General, предполагает, что чтение художественной литературы дает небольшие, но значимые когнитивные преимущества, особенно для вербальных навыков, эмпатии и способности понимать точку зрения других.
 
Несмотря на давнюю популярность художественной литературы, ее когнитивные преимущества остаются предметом споров среди педагогов, психологов и широкой общественности. Художественную литературу часто рассматривают в первую очередь как источник развлечения, но появляется все больше исследований, предполагающих, что она также может играть важную роль в улучшении когнитивных способностей. Новое исследование было направлено на выяснение этих потенциальных преимуществ путем систематического анализа и синтеза существующих данных, тем самым обеспечивая более четкое представление о том, как взаимодействие с художественной литературой связано с когнитивными процессами.
 
«За последние десятилетия ученые из нескольких дисциплин заявляли о далеко идущих преимуществах – но также и о потенциальных недостатках – чтения художественной литературы для познания в реальном мире. Я хотела получить объективный, количественный обзор соответствующих эмпирических данных, чтобы решить, подтверждаются ли какие-либо из этих предположений эмпирическими исследованиями», — сказала автор исследования Лена Виммер из Вюрцбургского университета имени Юлиуса Максимилиана.
 
Исследователи провели два отдельных метаанализа, которые представляют собой статистические процедуры, объединяющие данные нескольких исследований для получения выводов с большей статистической силой и возможностью обобщения. Каждый метаанализ имел конкретные критерии и цели для изучения различных аспектов того, как чтение художественной литературы влияет на когнитивные навыки.
 
Мета-анализ 1 сосредоточился на когнитивных эффектах чтения художественной литературы посредством экспериментальных исследований. Этот анализ включал исследования, в которых использовался настоящий экспериментальный план, то есть участников случайным образом распределяли либо на чтение художественной литературы, либо на сравнительную деятельность, например, чтение научной литературы, просмотр художественной литературы или бездействие. Целью было изолировать влияние чтения художественной литературы от других переменных.
 
Мета-анализ 1 включал 70 экспериментальных исследований, в которых в общей сложности приняли участие 5640 участников, которым было поручено читать художественную литературу, и 5532 участника, помещенных в различные контрольные условия, что в общей сложности составило 11 172 участника.
 
Мета-анализ 2 исследовал взаимосвязь между воздействием печатной художественной литературы в течение жизни и когнитивными способностями посредством корреляционных исследований. Этот анализ включал исследования, в которых измерялось, как привычное увлечение художественной литературой на протяжении всей жизни коррелирует с различными когнитивными результатами. Критерии включения в этот анализ были более широкими с точки зрения отбора участников, не ограничиваясь конкретными экспериментальными условиями, но требуя, чтобы исследования измеряли корреляцию между долгосрочными привычками чтения художественной литературы и когнитивными навыками.
 
Мета-анализ 2 включал 114 исследований, в которых в общей сложности приняли участие 30 503 человека.
 
Результаты мета-анализа 1 показали, что чтение художественной литературы оказало небольшой, но статистически значимый положительный эффект на когнитивные навыки в целом. При более внимательном рассмотрении конкретных когнитивных способностей исследование показало, что преимущества были наиболее выражены в областях эмпатии и теории разума — способностей, связанных с пониманием и отношением к эмоциям и точкам зрения других.
 
Интересно, что анализ также показал, что влияние чтения художественной литературы было более существенным по сравнению с бездействием или просмотром художественной литературы, а не с чтением научной литературы. Это говорит о том, что сам акт чтения, и особенно чтение повествовательной художественной литературы, задействует когнитивные процессы таким образом, чего не происходит при просмотре контента или неповествовательном чтении.
 
Результаты метаанализа 2 показали устойчивую положительную связь между количеством художественной литературы, прочитанной за всю жизнь, и улучшением когнитивных навыков. Эта корреляция была особенно сильной для вербальных способностей и общих когнитивных способностей, которые включают в себя такие навыки, как рассуждение, абстрактное мышление и решение проблем. Как и в Мета-анализе 1, значительная корреляция также была обнаружена с социальными когнитивными навыками, такими как эмпатия и теория сознания, хотя эффекты были менее выражены, чем с вербальными и общими когнитивными способностями.
 
Этот метаанализ также дифференцировал эффекты чтения художественной литературы от документальной, обнаружив более сильную связь с художественной литературой. Это подтверждает мнение о том, что чтение художественной литературы может уникальным образом способствовать когнитивному развитию, превосходящему то, что достигается при чтении научной литературы.
 
«Этот исследовательский проект предполагает, что люди, которые читают много художественной литературы, обладают лучшими когнитивными навыками, чем люди, которые читают мало или вообще не читают художественной литературы», — сказала Виммер. «Эти преимущества невелики по различным когнитивным навыкам, но средние по вербальным и общим когнитивным способностям, например, по интеллекту. Важно отметить, что существует более сильная связь между чтением художественной литературы и когнитивными навыками, чем между чтением научной литературы и этими навыками».
 
Однако расхождения между экспериментальными и наблюдательными исследованиями подчеркивают сложность прямой связи улучшения когнитивных функций с чтением художественной литературы.
 
«Когда мы суммировали результаты экспериментов, в которых участники читали короткие художественные тексты (мета-анализ 1), эффекты были статистически значимыми только для показателей социального познания (т. е. эмпатии и ментализации)», — объяснила Виммер. «Напротив, когда мы суммировали результаты исследований, в которых изучались связи между чтением художественной литературы на протяжении всей жизни и когнитивными способностями (Метаанализ 2), эффекты были значительными для всех когнитивных результатов, за исключением морального познания. Фактически, в этом случае эффекты эмпатии и ментализации превосходили эффекты вербальных и общих когнитивных способностей и были не сильнее, чем эффекты остальных результатов».
 
«Если мы предположим причинное влияние чтения художественной литературы в обоих метаанализах (то есть экспериментах и исследованиях, исследующих ассоциации), это может указывать на то, что короткие задания по чтению художественной литературы просто активизируют социальные когнитивные навыки, и что эти эффекты прайминга со временем закрепляются, не увеличиваясь в размерах. Другие когнитивные результаты, которые коррелируют с воздействием печатной художественной литературы в течение всей жизни, возможно, не сразу проявляются во время чтения, по крайней мере, в неизмеримой степени, но все же могут накапливаться с течением времени. В качестве альтернативы, эту закономерность можно интерпретировать как свидетельство против причинного воздействия чтения художественной литературы: если эффекты для вербальных и общих когнитивных способностей обнаруживаются только в корреляционных исследованиях, которые не могут подтвердить причинно-следственные связи, но не становятся очевидными в экспериментах, это может указывать на что чтение художественной литературы не приносит устойчивых когнитивных преимуществ», — сказала Виммер.
 
В этом случае совокупный эффект, полученный в первом метаанализе, может отражать временную реакцию прайминга, а общий эффект, полученный во втором метаанализе, может отражать различия в предпочтениях к чтению художественной литературы между людьми с высоким уровнем вербального и/или общего когнитивного развития. способности. Наконец, третья переменная, такая как уровень образования, может лежать в основе связи между чтением художественной литературы на протяжении всей жизни и когнитивными способностями. Тогда воздействие художественной литературы на протяжении всей жизни может не быть причиной наблюдаемых когнитивных преимуществ.
 
Для будущих исследований может оказаться полезным продольный подход. Такие исследования позволят отслеживать привычки чтения и когнитивные способности людей в течение длительного периода времени, помогая прояснить направление и силу причинно-следственных связей. Этот подход также позволит более детально изучить, как индивидуальные различия в познании могут с течением времени взаимодействовать с привычками чтения.
 
«Было бы хорошо провести продольные исследования, изучающие изменения как в чтении художественной литературы, так и в когнитивных способностях с течением времени», — сказала Виммер. «Однако сложно собрать средства для такого рода исследований».
 


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт dailyhotnews.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК