Парфянская крепость в Ираке могла быть святилещем богини Анахиты
В отдаленной древней горной крепости Рабана-Меркули в Иракском Курдистане немецкие археологи сделали удивительное открытие. Появились доказательства того, что это место использовалось в качестве религиозного святилища в первом и втором веках до нашей эры поселенцами, связанными с легендарной Парфянской империей.
Исследователи пришли к выводу, что найденный там храм, скорее всего, был посвящен древней персидское богине воды Анахиты, популярному божеству зороастрийской религии, почитаемому парфянами.
Раскопки, в результате которых была получена поразительная новая информация, проводились под руководством доктора Майкла Брауна, археолога из Института предыстории, протоистории и древней ближневосточной археологии Гейдельбергского университета в Германии, и контролировались Управлением древностей Иракского Курдистана. Немецкая археологическая группа опубликовала результаты своего исследования в историческом журнале Iraq, подробно описав находку, которая помогает прояснить богатую историю культа Анахиты, который был бешено популярен на месопотамских землях во второй половине первого тысячелетия до нашей эры.
Среди множества захватывающих открытий на месте крепостного комплекса доктор Браун и его команда обнаружили то, что, по-видимому, было огненным алтарем или святилищем, расположенным рядом с естественным водопадом. Обычно такой алтарь использовался для сжигания масла или приношения жертв божеству, которому он был посвящен.
«Близость к водопаду имеет большое значение, поскольку ассоциация элементов огня и воды играла важную роль в доисламской персидской религии», — заявил доктор Браун в пресс- релизе Гейдельбергского университета, объявляющем о выводах его команды.
Наличие святыни убедительно свидетельствует о том, что здесь поклонялись Анахите, поскольку она в той или иной степени отчетливо ассоциировалась со всеми силами природы и была часто почитаемой фигурой в то время, когда была возведена горная крепость (во втором или третьем веке до нашей эры).
Доктор Браун и его команда также обнаружили архитектурные пристройки вокруг водопада, свидетельствующие о том, что он использовался в качестве центрального места для общественных собраний. Алтарь в центре помещения предназначался для важных ритуальных практик, которые должны были воздать должное Анахите, богине, которая ассоциировалась с плодородием, мудростью и исцелением.
Анахита впервые упоминается в собрании древних религиозных рукописей, известном как Авеста. Этот свод древних писаний служил писанием зороастризма, древней религии огня, уходящей корнями во второе тысячелетие до нашей эры и вдохновившей иудаизм и христианство.
Будучи представительницей Божественной Женственности в зороастрийском пантеоне, Анахита (более формально известная как Аредви Сура Анахита) считалась небесным источником всех вод на Земле. Она была представлена цветком лотоса, который издавна ассоциировался с духовным возрождением и возрождением.
Сила Анахиты была настолько велика, что ей приписывали оказание жизненно важной помощи Ахура Мазде, главному зороастрийскому богу. Ахура Мазда полагался на ее благословение, чтобы обеспечить успех и процветание своих преданных последователей на Земле.
Изображая женщину неземной красоты, Анахита якобы могла принимать облик водопада или бурной реки, подчеркивая свою связь с водой в ее самых сильных и впечатляющих формах. Огненный алтарь олицетворял священный союз огня и воды, поскольку оба были основными элементами, делавшими жизнь человека возможной.
Расположенные на юго-западных склонах горы Пирамагрун в горах Загрос в Курдистане на севере Ирака поселения-близнецы Рабана и Меркули функционировали как военные опорные пункты во времена грозной Парфянской империи, которая управляла регионом со своего центра власти в древние времена. Иран с 247 г. до н.э. по 224 г. н.э. Построенная здесь горная крепость была частью более обширного комплекса сооружений на хорошо защищенном участке.
«Двойные наскальные рельефы на входах в Рабана-Меркули указывают на то, что крепость, вероятно, была связана с правящей династией Адиабены, вассального царства Парфянской (или Аршакидской) империи на северо-востоке Месопотамии», — написали археологи в своей статье.
Парфянская империя и их союзники, управлявшие большей частью окружающего региона, а также землями своего родного Ирана (Персии), с энтузиазмом приняли культ Анахиты, который, как полагают, был введен в Персию в четвертом веке до нашей эры. Поклонение Анахите оставалось неотъемлемой частью духовной жизни Персии до конца парфянского правления; после этого он был подавлен в первые дни существования Империи Сасанидов , последней из доисламских правящих династий, удерживавших власть в регионе.
Доктор Браун предполагает, что гора Пирамагрун могла быть выбрана местом для парфянской крепости, потому что гора уже считалась священной. Храм Анахиты мог быть построен в знак признания этого факта, но доктор Браун предполагает, что алтарь, возможно, уже существовал там и был просто перепрофилирован последователями культа Анахиты после прихода парфян.
Во втором первом тысячелетии до нашей эры многие религиозные святыни также были признаны династическими культовыми местами в честь нынешнего царя и его предков. Прихожане понимали двойную цель такого места, зная, что они отдают дань уважения могущественному богу или богине и одному из их представителей в человеческом обличье.
В данном случае считается, что богиней является Анахита, хотя доктор Браун признает, что это невозможно утверждать со 100-процентной уверенностью. По крайней мере, наличие религиозного святилища рядом с горной крепостью подчеркивает сложность древних месопотамских культур, где духовные и земные заботы обычно сливались воедино.
«Даже если культовое место не может быть однозначно отнесено к богине воды Анахите из-за отсутствия аналогичных археологических находок для прямого сравнения», — объяснил доктор Браун, — «святилище Рабана по-прежнему дает нам захватывающую возможность взглянуть на региональную сакральную и геополитическую взаимосвязи в парфянскую эпоху».
Обсудим?
Смотрите также: