«Нафтогаз» отправил в «Газпром» запрос на переговоры — наступило время мириться
При всем этом председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с русским премьер-министром Дмитрием Медведевым объявил, что «в текущих условиях уже украинская сторона должна обосновывать экономическую эффективность и необходимость продолжения транзита газа через территорию Украины».
Также Витренко проинформировал, что «Нафтогаз» будет обращаться в суды в европейских государствах, ратифицировавших соответствующую интернациональную конвенцию, за принудительным исполнением решения арбитража. Так, суд подтвердил долг «Нафтогаза» перед «Газпромом» за поставки газа в 2013—2014 годах — $2 млрд («Газпром» добивался взыскать $3,4 млрд).
При всем этом Миллер подчеркнул, что cейчас именно Киев должен обосновывать необходимость продолжения транзита газа в Европу по украинскому маршруту.
Но уже 1 марта «Газпром» отменил поставки уже оплаченного газа Украине — согласно решению арбитража «Нафтогаз» по условию «бери либо плати» в договоре должен 2018 года закупить у «Газпрома» 4 млрд кубометров газа.
В конце февраля Стокгольмский арбитраж завершил рассмотрение газового спора между «Газпромом» и «Нафтогазом», обязав российскую сторону выплатить украинской компании не менее 2,5 млрд. долларов за недопоставку транзитного топлива. «Мы, без сомнения, рассчитываем на то, что в рамках новых разбирательств Стокгольмский арбитраж исправит дисбаланс интересов с НАК», — заметил он. «Это стандартный правовой путь предотвращения договорных отношений», — подчеркнул русский премьер.
Характерно, что днём до этого заместитель ассистента госсекретаря США Сандра Оудкирк сообщила, что американские компании готовы соперничать с Россией на рынке газа в европейских странах. По ее словам, у США есть уже 30 FSRU (плавучих установок для хранения и регазификации) для этих целей. Большую часть претензий «Нафтогаза» суд отвергнул, снижена была только цена на газ, полученный украинской компанией во втором квартале прошедшего года (с $485 до $352 за 1 тыс куб. м). Что-то подобное уже было в 2009-ом.
Рисков транзита газа в страны Европы в период расторжения контрактов Газпрома и Нафтогаза не будет при условии, ежели Киев не будет нелегально отбирать газ.
По утверждению Миллера данное решение было принято, чтобы избежать млрд долларов штрафа, которые была хочет взыскать украинская сторона. И именно решение арбитража стало предпосылкой для начала процедуры расторжения.
«Нафтогаз», можно сказать, на собственной шкуре узнал эффективность такого механизма. Хозяйственный суд столицы Украины удовлетворил этот иск с начала декабря 2016.
До этого апелляционный суд украинской столицы отвергнул жалобу «Газпрома» на решение Хозяйственного суда о взыскании с компании $6,5 млрд штрафа.
«СП»: — другими словами средств обезопасить русский газ нет?
«Мы направили „Газпрому“ требования о пересмотре тарифа. При всем этом „Нафтогаз“ выступает за эффективное использование энергоносителей и благодарен украинцам за то, что они присоединились к инициативе „прикрути“», — говорится в заявлении компании. Это довольно сильно ударит как по самой Украине, так и по европейцам.
С учетом того, что процедура расторжения договоров может продлиться до 1,5 лет, это, необходимо полагать, будет далеко не заключительная встреча 2-х компаний.
Однако, по мнению профессионала, на оперативное примирение контрагентов рассчитывать не стоит.
Миллер подчеркнул, что рисков для транзита русского газа в Европу на фоне спора «Газпрома» с «Нафтогазом» не будет при отсутствии несанкционированного отбора. Руководитель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в интервью «Укринформ» сказал, чем газопровод «Северный поток — 2» небезопасен для Европы.
Андрей Коболев, уполномоченный «Нафтогаз», опасается, что после открытия и запуска газопровода «Северный поток-2», стоимость топлива резко возрастет.
По его мнению, «Газпром» и РФ вложили в головы многих европейских политиков мнение, что они являются выгодным и комфортным для работы контрагентом.
Ответ на собственный запрос о встрече «Газпром» получил в среду.
Европа сама лезет в петлю, соглашаясь на строительство газопровода «Северный поток-2». В итоге в государстве Украина появился недостаток «голубого топлива» в объеме 20 млн кубометров в сутки.