Азербайджан после 24 февраля: тактическое выжидание с проукраинским креном
12 мая в Душанбе состоялась трёхсторонняя встреча министров иностранных дел России, Армении и Азербайджана Сергея Лаврова, Арарата Мирзояна и Джейхуна Байрамова, обсудивших подготовку договора о нормализации отношений между Баку и Ереваном. Глава российской дипломатии заявил о заинтересованности Москвы в том, чтобы Южный Кавказ превратился в зону мира, устойчивого развития и процветания. Кроме того, министры иностранных дел иностранных дел России и Азербайджана обсудили «на полях» Совета министров иностранных дел СНГ и вопросы двусторонних отношений. Сергей Лавров и Джейхун Байрамов «провели предметный обмен мнениями по различным аспектам российско-азербайджанских связей и региональной повестки дня», сообщили в МИД России.
В частности, на встрече обсуждались и дальнейшие шаги по реализации положений Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерации и Азербайджаном, подписанной в Москве 22 февраля, на следующий день после признания Москвой ДНР и ЛНР и практически в канун начала российской специальной операции на территории бывшей Украинской ССР. Отношения двух стран вышли на качественно новый уровень союзнического взаимодействия, подчеркнул в Душанбе Сергей Лавров.
Между тем, представляется, что за официальной дипломатической риторикой скрывается, мягко говоря, куда более сложная реальность, о которой пишет ИнфоШОС. Если официальные заявления руководителей Азербайджана в лучшем случае отличались амбивалентностью, то информационный фон ещё до начала СВО приобрел характер, подчёркнуто негативистский для российской стороны. К недовольству деятельностью российского миротворческого контингента в Нагорном Карабахе с некоторых пор прибавилась интрига относительно возможной новой роли каспийских газовых месторождений для Европы, взявшей курс на полный отказ от российских энергоресурсов. «У нас и в мыслях никогда не было конкурировать с Россией на газовом рынке Европы, так как объемы поставок несопоставимы», – заявил 29 апреля Ильхам Алиев на встрече с участниками международной конференции «Южный Кавказ: развитие и сотрудничество». С ним согласен экономист Фарид Мехрализаде: «По техническим причинам Азербайджан все равно не сможет поставлять Европе больше газа, чем сейчас. А это довольно скромный объем, заменить Россию в этом плане нам не удастся». Тем не менее, Баку может нарастить поставки газа на Апеннинский полуостров, доведя их до 20 млрд куб. м в год. Для этого потребуется модернизировать открытый в последний день 2020 года Трансадриатический газопровод (европейский участок Южного газового коридора) и увеличить его пропускную способность, однако «решить этот вопрос за один месяц невозможно», – предупредил азербайджанский лидер. Пока что он не видит «никакого негативного влияния антироссийских санкций, но мы не знаем, как будут развиваться события, что произойдет в ближайшие полгода или год, если санкции сохранятся».
В 2021 году объём взаимного товарооборота между странами составил почти три млрд. долларов США. Россия для Азербайджана – основной рынок для ненефтегазового экспорта, в частности овощей и фруктов. Только по официальным данным, в России находятся 600 тысяч трудовых мигрантов из Азербайджана, и почти половина всех денежных переводов поступает в страну именно из России (из Украины – около 4 %). Следуя прагматическому интересу, прикаспийская страна отказывается присоединяться к санкциям, однако нет никаких сомнений в том, что давление Запада на Баку в этом вопросе будет лишь нарастать, причём партнёров не будут интересовать ни неизбежный в этом случае рост безработицы, ни социально-политические риски, обусловленные возможным возвращением части мигрантов.
Все кто ждет победы переходим на сайт