Создать аккаунт
Последние новости » Спорт » Геополитика островов: в чем интерес Пекина к Соломоновым островам?
Спорт

Геополитика островов: в чем интерес Пекина к Соломоновым островам?

0





В начале апреля произошло два с виду никак не связанных события – в Аргентине отмечали 40-летие начала войны за Мальвинские острова (на первом этапе она была в пользу Буэнос-Айреса, но в итоге Британия выбила аргентинцев и они капитулировали), а также выражение обеспокоенности ряда стран о готовящемся подписании договора между Китаем и Соломоновыми островами в Тихом океане.


На самом деле оба случая отражают очень важный фактор мировой геополитики — значение островов как опорных пунктов, военных баз и суверенных (в другом случае зависимых) территорий, которые оспариваются. Хотя один из первых геополитиков Хэлфорд Макиндер использовал понятие Мирового острова для Евразии и Африки, а Британские острова или Куба также являются достаточно большими субъектами международной политики, в данном докладе мы проанализируем функции, роль и значение именно небольших островов, или даже скал и аттолов. При этом многие случаи довольно уникальны.


Случай с Мальвинскими (по версии Лондона – Фолклендскими) островами представляет собой чистое оспаривание суверенитета. 2 апреля 1982 г. Аргентина предприняла попытку возвращения этих островов силой и смогла на некоторое время закрепиться на них. Однако правительство Маргарет Тэтчер отправило в район конфликта авианосную группу, и по ряду объективных причин (нерешительность аргентинского руководства, проблемы с боеприпасами и логистикой) Аргентина проиграла.


По прошествии сорока лет вопрос до сих пор не решен. При этом большинство стран Латинской Америки признают суверенитет Аргентины над Мальвинами (Россия, кстати, тоже), тогда как коллективный Запад выступает на стороне Британии. Данные острова важны с точки зрения безопасности Южной Атлантики. Поскольку Британия – член НАТО, то ее присутствие у границ конуса континента (откуда открывается путь к Антарктике) вызывает постоянное беспокойство у стран, которые не испытывают симпатий к политике англосаксов.


Более близкий к нас географически кейс – это Аландские острова в Балтийском море, которые формально относятся к Финляндии, однако имеют автономный статус. Кроме того, у них собственная таможенная юрисдикция, отдельный парламент и правительство.


Острова имеют демилитаризованный статус. Возникает вопрос – что будет, если Финляндия вступит в НАТО? Останутся ли эти острова без военного контингента или их статус будет пересмотрен, как случилось с шведский островом Готланд относительно недавно (явно под влиянием искусственно раздуваемой русофобии)?


США, все же главные эксперты по манипулированию островами. И основы для этого были заложены еще в 19 веке. Основоположник атлантизма Альфред Мэхэн в статье от 189О г. «Соединенные Штаты смотрят вовне» указывал, что «Неурегулированные политические условия, такие как на Гаити, в Центральной Америке и на многих островах Тихого океана, особенно на Гавайской группе, в сочетании с большим военным или коммерческим значением, как в случае с большинством этих позиций, влекут за собой, как всегда, опасные зародыши раздора, к которым, по крайней мере, разумно быть готовым.


Несомненно, общий настрой народов более отвращен к войне, чем это было в старину. Если мы не менее эгоистичны и алчны, чем наши предшественники, мы испытываем большую неприязнь к неудобствам и страданиям, сопутствующим нарушению мира; но чтобы сохранить этот высоко ценимый покой и безмятежное наслаждение прибылью от торговли, необходимо спорить с противником на равных условиях силы».


И далее: «Франция и Англия уже придают удерживаемым ими портам степень искусственной силы, неуместной при их нынешнем значении. Они смотрят в ближайшее будущее. Среди островов и на материке есть много очень важных позиций, которые сейчас занимают слабые или нестабильные государства. Готовы ли Соединенные Штаты к тому, чтобы они были проданы могущественному конкуренту? Но на какое право она будет ссылаться против такого изменения? Она может утверждать только об одном — о своей разумной политике, подкрепленной ее могуществом».[i]


Теперь Пуэрто-Рико в Карибском бассейне, а в Тихом океане Гуам, Гавайи и ряд островов и атоллов к югу от них служат США в самых разных целях. Гуам был захвачен у Испании во время войны в 1898 г. Теперь это владение США, то есть остров не входит в состав Соединенных Штатов и «официально значится как организованная неприсоединенная территория США».


При этом в палате представителей США есть один делегат от Гуама, правда, его функции не совсем понятны, поскольку он не имеет права голоса. Видимо, это своего рода символическая подачка со стороны Вашингтона, чтобы местные жители особо не возмущались, ведь на острове есть движение за независимость.


А Вашингтону есть что терять – сейчас там находится крупнейшая стратегическая военная база США в Тихом океане. Военнослужащие США сосредоточены в основном на авиабазе Андерсен и военно-морской базе Апра-Харбор. Учитывая не близкие расстояния в Тихом океане (например, до побережья Китая – около пяти тысячи километров, до Австралии немного меньше) Пентагон будет стараться удерживать этот форпост.


США имеют свои базы и на чужих территориях. Остров Тайвань часто называют самым большим непотопляемым авианосцем США. А вот самая северная база американских военных – Туле, размещена в Гренладии, которая принадлежит Дании, но в десятки раз больше этого королевства в северной части Европы.


В ХХ веке США использовали некоторые острова для испытания ядерного оружия – небезызвестные атоллы Бикини (кстати, открытый русским капитаном) и Эниветок на Маршалловых островах приняли на себя удар 67 ядерных боезарядов. Многие коренные жители соседних островов умерли от  онкологических заболеваний, а радиоактивный фон до сих пор превышает допустимую норму.[ii]




Не менее интересные вещи можно обнаружить в Средиземноморье. Греческий остров Кастеллоризо находится в двух километрах от южного побережья Турции и в сотнях километров от греческого побережья, включая другие крупные острова, такие как Родос и Кипр.


Группа островов, в которую входят Кастеллоризо, Ро и Стронгили, очень важна для исключительной экономической зоны Греции, поскольку это самая восточная территория Греции, и в соответствии с ЮНКЛОС, а также обычным международным правом Греция может претендовать на большую часть Восточного Средиземноморского бассейна.


Помимо этой группы островов, в Эгейском море есть и другие, которые находятся вблизи от Турции, что вызывает проблему наложения друг на друга территориальных вод и воздушного пространства двух стран.[iii]


Каждый год между двумя странами происходят инциденты, связанные с тем, что турецкие военные самолеты регулярно вторгаются в греческую территорию и в ответ Греция поднимает на перехват свои истребители. В 90-х годах даже были случаи жертв пилотов с обеих сторон. До сих пор этот вопрос не разрешен.


Довольно близкой темой является зона противовоздушной обороны (ПВО). Так, изменения в международном праве за последние несколько десятилетий преобразовали параметры восточноазиатских зон ПВО и соответствующих юрисдикционных претензий. Японские и южнокорейские зоны ПВО были созданы до принятия Конвенции по морскому праву ООН в 1982 году, которая установила, что территориальные воды/воздушное пространство простираются на 12 морских миль (22 км) от побережья страны, а исключительная экономическая зона (ИЭЗ) на 200 морских миль (370 км).


Затопленная скала Иеодо в Желтом море в 149 км от южнокорейского острова Чеджу ранее из-за простого недосмотра не входила в зону ПВО Южной Кореи. Сеуд продлил свою зону ПВО в 2013 г. из-за того, что она находилась в международных водах, а не в южнокорейской зоне ПВО во время создания зоны ПВО. Расширение этой зоны Южной Кореи привело к тому, что ее зона ПВО перекрывалась с японской над Иодо, хотя между Японией и Южной Кореей нет разногласий по этому вопросу.


Однако, в то время как международное право утверждает, что затопленная скала за пределами территориальных вод государства не может быть предметом спора на эту территорию, Китай и Южная Корея уже давно оспаривают право юрисдикции морской зоны вокруг Иодо, которая охватывает перекрывающиеся зоны ПВО двух стран.


23 ноября 2013 г. Китай добился установленной степени контроля над воздушным пространством в Восточно-Китайском море через создание своей первой зоны ПВО. Китай спроектировал свою зону ПВО так, чтобы она перекрывала зоны ПВО Японии, Южной


Корея и Тайваня, несмотря на спорные территориальные и морские юрисдикции, такие как контролируемые Японией острова Сенкаку (Дяоюйдао по версии Китая) и воды вокруг Иодо, что вызвало протесты со стороны японских, южнокорейских и американских чиновников.[iv]


Южная Корея просила Китай перекроить свою зону ПВО, чтобы устранить это наложение, но Китай отказался вносить какие-либо изменения. В декабре 2013 г. Южная Корея в ответ расширила свою зону ПВО, включив в нее Иодо. Ни одна из трех указанных стран сейчас не признает зону ПВО Китая.


Китай, в целом, который выдвинул уникальную стратегию создания искусственных островов и провозглашения над ними суверенитета. Так произошло в отношении ранее необитаемых Парасельских островов и Спратли в Южно-Китайском море.[v]


В рамках геополитической концепции «Жемчужного ожерелья» Китаю нужны острова в качестве перевалочных баз и опорных пунктов. Поэтому Пекин активно заключает договора об аренде с островными государствами и предлагает свои услуги.  На Шри-Ланке Китай помогал в строительстве сооружений в порту Хамбантота, а поскольку платить было нечем, то и был заключен долгосрочный договор об аренде.[vi]


Но вернемся к Соломоновым островам, с которых мы начали публикацию. Пока был подготовлен только черновик соглашения.


“Рамочное соглашение” из шести статей, о котором трубят западные СМИ, имеет довольно расплывчатые формулировки. В США, Австралии и Новой Зеландии считают, что это позволит Китаю проводить крупномасштабные и разнообразные военные и разведывательные операции, а также активно участвовать в поддержании общественного порядка путем развертывания ”полиции, вооруженной полиции, военнослужащих и других правоохранительных и вооруженных сил».


Суверенитет Соломоновых островов предположительно будет защищен детализированными полномочиями, контролирующими вмешательство Китая, такими как выдача “согласий” на визиты китайских кораблей ВМС. Тем не менее, включение фразы, которая якобы дает обеим странам право действовать “в соответствии со своими собственными потребностями”, усилило опасения по поводу того, что может произойти, если это соглашение вступит в силу.


Соглашение также обеспечит всему китайскому персоналу “юридическую и судебную неприкосновенность”, а расходы будут решаться “путем дружественных консультаций сторон”.


Достоверность сведений из документа не была подтверждена до тех пор, пока 25 марта 2022 г. правительство Соломоновых островов официально не признало, что они стремятся “расширить сотрудничество в области безопасности с большим количеством партнеров”. Они также подтвердили, что Рамочное соглашение с КНР еще не подписано, хотя правительство Соломоновых островов, намерено завершить его, несмотря на растущее региональное давление.


Здесь также нужно рассмотреть внутреннюю ситуацию на Соломоновых островах, поскольку с 26 ноября 2021 года по просьбе премьер-министра Манассии Согаваре в страну начали прибывать региональные миротворцы из Австралии, Новой Зеландии, Фиджи и Новой Гвинеи. Эта просьба о помощи поступила вслед за беспорядками в столице Хониары, которые вспыхнули двумя днями ранее. Резиденция главы правительства и здание национального парламента были на грани захвата мятежниками.

Все кто ждет победы переходим на сайт


0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт dailyhotnews.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК